What psychosophy is

Psychosophy (or psycheyoga) is a theory of personality created by a Russian writer A. Afanasyev in his book "The syntax of love". There the author suggested that there're 24 types of people. Each type has its own features and, according to a certain logic, interacts with other types, society, has certain habits. Thus, it's possible to give recommendations about what is the best activity in his life, which people are convenient and he can trust them, which personal sides are strong or weak, etc.

The theory is little known. And, unfortunately, it's not easy to find pure information about it except for the original book, of course. Many practitioners consider psychosophy as a part of the Jung theory (socionics) and, therefore, they mix both theories. Nevertheless Afanasyev said nothing about Jung and socionics in his book, and his theory must be considered as something separate, holistic and independent. According to this point I am going to present psychosophy in this article. My purpose is to describe the base principles of the theory for people who have never heard of it. Also I'll skip difficult and optional elements and notions.

The basis of the theory: 4 functions

The theory is based on 4 functions: logic, will, emotion, physics. Their names usyally are reduced to the first letter. For example, W means the will, and L means the logic. It's assumed, these functions present in everybody, but everyone has his won sequence of these functions. The sequence is called the type of personality. For instance, the type EPWL means, that the person feels, his emotion is the strongest, physics is weaker, etc. It can be calculated, that there are 24 ways to permytate the functions, this is why there are 24 different types of personality.

More about the functions.

E is the emotion. It is not a level of emotionality exactly, it is how a person used to perceive emotions of his and others.

L is the logic. It's not a level of intelligence, IQ, erudition at all. It is how a person finds logical structures, how he used to use and value it in other people.

P is the physics. It's the similar to the logic and the emotion, but refers to material: money, body, social status, sports, etc.

W is the will. Perhaps, it's the most complicated function to describe. Try to find a common one among the notions "responsibility", "control", "justice". This common one in all three notions is the will as a term in psychosophy. And of course, like other functions, the will is now a level of strenght of will, it's how a person finds the areas of his life, which touch upon the will.

About the positions of the functions in a type.

1 is a strong and sometimes egoistic function. The man is inclined to identify himself with it. Towards this function the man is maximally pertinacious and confident.

2 is a string but flexible function, it is directed to the outward things. The man is inclined to have a dialogue with other people, the best understanding can be reached through this function for him. The man is inclined to use it as a tool in order to achive his aims.

3 is a weak function, which wants to look strong. This makes it painful. It feels the world well, it has a lot of ambition, but sometimes it doesn't have something to self-actualize properly. It is not able to value different shades correctly.

4 is a weak and calm function. The man used to underestimate it and not use is most cases. Though the process towards this function gives a satisfaction.

Types

In order to realize what a certain type is, you should use only what is written above: you should join each function with the number of its place in the type. For example, we consider the type EPWL: the emotion has the first place (1E), then 2P, 3W and 4L. This means that the man is emotional, lives emotions, which are bright and catching for people about. 2P makes him fluid, like different physical sensations, deal in food, beauty, tastes, he is attentive towards people around, he always tries to control the comfort of people around. 3W means that the man cares about his social status, respect from other people, he takes insults painfully. 4L means that the man is not inclined to build difficult logical schemas and theories about everything around as well as listen to it from others. In other words, if they tell and explain everything to him logically, he won't follow and will do all in his own way.

The written above is just a small and far from complete example about how to create a description of a type by your own, using the sequence of functions.

How to typify

Getting acquainted with the typology of personality, fairly the question arises: how to determine the type (to typify) of someone. I would consider 4 ways:

Watching on a person and revealing the features, which excludes some variants of functions' location within his type, unless the type is clear. For example, you noticed, the person likes to build theories and to prove something or to tell others much, this almost always excludes that he doesn't have 4L. If the person is not romantical, his emotions are not bright, it excludes 1E. And if his emotions seem to be weak, it excludes 2E either. In this way, step by step you may make his type clear.

Typifying using dichotomies. There are following dichotomies for the functions:

  • strong (1 and 2) - weak (3 and 4)
  • resultative (1 and 4) - processive (2 and 3)
  • dominant (1 and 3) - adapted (2 and 4)

Towards strong function the person is confident, as for the weak one, the person has some unsure featires. Resultative function isn't inclined to dialog, it prefers monologue more and finished as fast as possible to get the result, but the processive is contrary - it prefers duration, it likes the process more than a final result. The dominant function is often the reason of activity (confidently or timidly), it has many ambitious, but the adapted one takes everything calmly. Watchnig on the behavior of a person, you can find some of dichotomies, which helps to typify very much.

Particle typifying. Sometimes it's necessary to typify fastly neglecting accuracy. You need a fast result in order to deal with some person correctly. Revealing one or two functions' locations instead of full time can be helpful. For example, the person has 1W for sure. This already excludes 1L, 1P and 1E. Therefore, if you have 3W, some of his acts can be too hard and unpleasant for you. You need to be ready for that.

Test. For typifying you can use this test.

Mutual relations

Psychosophy predicts mutual relations between types simply and obviously. Relations are usually considered towards each function separately, for example, there are two types: EPWL and WEFL. Towards emotions their relations are according to the schema 1-2, towards physics - 2-3, will - 1-3 and logic - 4-4. Following the sense, all possible sorts of connections can be classified in 4 groups:

Complementarity (1-4, 2-3). Strong features of one function complement weaknesses of the other naturally. This is the best kind of connection.

Identical (1-1, 2-2, 3-3, 4-4). They have good understanding of each other, people respect each other towards this function. But there is no complementarity.

Pseudoidentical (1-2, 3-4). There is no good understanding. People seem to be similar, but purposes of one person are tools for the other, which makes them different in fact. It can be a source of incomprehensions in a range of cases, but not a source of conflicts.

Conflict (1-3, 2-4). These persons don't understand each other deeply, which can lead to conflicts. Only because of these functions' locations, one person can underestimate the other, the contempt may take place.

Even based on written above it's clear, for each type there is another type with whome he has the finest mutual of worst relations. For example, for EPWL the finest is LWPE and the worst is WLEP. Though the theory is clear, in real life many things in relations depend on the education, how open-minded he is, how he values the trust, etc.

Conclusion

In order to know more about psychosophy, the best way to practice it. Find your type out, correlate it with the description, try to typify your friends and relatives, discover how your relations correspond to the model of mutual relations in psychosophy. Also I am always happy to talk about this topic to everyone and reply your questions. Here are some helpful links:

Что такое психософия

Психософия (или психейога) - это теория личности, предложенная А. Ю. Афанасьевым в книге "Синтаксис любви". В ней автор предлагает делить людей на 24 типа. Каждый тип обладает определёнными особенностями и по определённой логике взаимодействует с другими типами, социоумом, имеет определённые привычки и предрасположенности. Таким образом, определив один из 24-х типов, к которому относится человек, можно давать рекомендации и том, чем заниматься в жизни, каких людей следует сторониться, а каким доверять, какие стороны в себе стоит развивать и т.д.

Эта теория малоизвестна. И, к сожалению, информацию в чистом виде найти трудно кроме оригинальной книги, разумеется. Многие практикующие, кого можно встретить, видят психософию как подраздел теории личности Юнга (соционики) и, следовательно, перемешивают обе теории. Тем не менее Афанасьев ничего о соционике и Юнге в своей книге не упоминал, и его теория позиционируется как нечто отдельное, цельное, замкнутое и независимое. Именно в таком виде я и постараюсь приподнести здесь психософию. Моей целью является описать основные принципы психософии для людей, которые ничего об этом не слышали. Сложные и необязательные элементы и термины я опущу.

Основа теории: 4 функции

Фундаментом теории являются 4 функции: логика, воля, эмоция и физика. Их названия обычно сокращают до первой буквы, делая её заглавной, чего и я буду придерживаться. Например, В значит воля, а Л - логика. Предполагается, что эти функции присутствуют в каждом человеке, но внутри каждого они имеют различную силу, образуя последовательность. Такая последовательность и называется типом личности, например, тип личности ЭФВЛ означает, что внутренне человек ощущает, что у него самая сильная функция эмоции, за ней идёт физика, потом воля и наконец логика. Можно сосчитать, что всего существует 24 различных перестановок функций, поэтому существует 24 типа личности.

Теперь немного подробнее о функциях.

Э - функция эмоции. Это скорее не уровень эмоциональности человека, а то, несколько и каким образом человек привык воспринимать свои и чужие эмоции.

Л - функция логики. Ни в коем случае не нужно думать, что это уровень интеллекта, IQ, эрудиция. Это отношение человека к логическим структурам, то, насколько и каким образом человек привык этим пользоваться и ценить в других людях.

Ф - функция физики. То же, что и логика с эмоцией, но по отношению к материальному. К нему относятся деньги, тело, социальный статус, спорт и т.д.

В - функция воли. Наверное, это наиболее сложная для описания функция. Попробуйте найти общее зерно в понятиях "ответственность", "контроль" и "справедливость". Нечто общее для всех трёх понятий и является волей в понимании психософии. И конечно же, как и с остальными функциями, воля - это совсем не уровень силы воли, а отношение человека к сферам жизни, которые затрагиваются волевым аспектом.

О положениях функции в типе.

1 - это сильная, склонная к эгоистичности функция. Человек склонен отождествлять себя с ней. В отношении этой функции человек максимально неуступчив и уверен в себе.

2 - это сильная и гибкая функция, направленная во внешний мир. Склонна в диалогу с другими людьми, наилучшее понимание достигается через эту функцию. Человек склонен использовать её как инструмент для достижения целей.

3 - слабая функция, которая очень хочет казаться сильной, что делает её болевой. Очень хорошо чувствует мир, имеет большие амбиции, но порой не хватает чего-то, чтобы реализоваться в полной мере. Плохо умеет расставлять важность оттенков.

4 - слабая и спокойная функция, которую человек привык недооценивать и не использовать в большинстве ситуаций, тем не менее работа по этой функции доставляет удовольствие.

Типы

Чтобы понять, что из себя представляет конкретный тип, достаточно воспользоваться тем, что написано выше, а именно, соединить смысл каждой функции с её положением в типе. Например, мы имеем тип ЭФВЛ: на первое месте эмоция (1Э), далее 2Ф, 3В и 4Л. Это значит, это такой человек эмоционален, живёт эмоциями, которые у него очень яркие и заразительные для окружающих. 2Ф делает его подвижным человеком, любящим разнообразные физические ощущения, хорошо разбирается в еде, красоте, вкусах, внимателен к окружающим, постоянно держит во внимании то, насколько человеку комфортно физически. 3В означает, что для человека очень важная социальная реализация, уважение окружающих, болезненно воспринимаются оскорбления. 4Л - это значит, что человек не склонен строить сложные логические схемы и теории обо всём вокруг, а также не склонен прислушиваться к ним, другими словами, даже если ему всё рассказать и объяснить логически, то он всё равно сделает по-своему.

Описанное выше - это лишь небольшой и далеко не полный пример о том, как строить описание типа самостоятельно, исходя из последовательности функций. (также мои описания типов вы можете посмотреть по этой ссылке: ...)

Как типировать

Познакомившись с типологией личности, разумно возникает вопрос: как именно можно узнать тип (типировать) того или иного человека? Здесь я бы выделил 4 метода:

Наблюдение за человеком и выявление особенностей, которые исключают те или иные варианты расположения функций до тех пор, пока тип не станет ясен. Например, вы знаете, что человек любит строить теории и что-то доказывать или рассказывать остальным, это почти гарантированно исключает 4Л. Если человек не выделяется особой романтичностью и большой яркостью эмоций, то это не 1Э, а если кажется, что эмоционально человек вообще слабо себя проявляет, то и не 2Э. Таким образом шаг за шагом можно выяснить весь тип человека.

Типирование по дихотомиям. Выделяют следующие дихотомии для функций:

  • сильная (1 и 2) - слабая (3 и 4)
  • результативная (1 и 4) - процессионная (2 и 3)
  • доминирующая (1 и 3) - подстраивающаяся (2 и 4)

В сильной функции человек всегда уверен в себе, а в слабой всегда присутствует элемент неуверенности. Результативная функция не склонна с диалогу, а скорее к монологу и скорейшему завершению, а процессионной напротив - интересно действовать и пробовать разные варианты. Доминирующая часто является причиной действовать (уверенно или неуверенно), в ней много амбиций, а подстраивающаяся спокойно всё принимает. По поведению человека частно можно заметить те или иные дихотомии, что очень помогает в типировании.

Частичное типирование. Иногда нужно протипировать быстро, пусть даже не полностью. Например, вы видете человека, по которому явно видно, что у нго 1В. Это уже значит, что у него не 1Л, не 1Ф и не 1Э. Также из этого, например, может следовать, что, если у вас не 3В, то острого конфликта с ним не будет скорее всего, а если у вас 3В, то нужно быть остороным, потому что некоторые его действия могут показаться слишким резкими и неприятными для вас.

Тест. Для типирования вы можете поспользоваться тестом.

Взаимоотношения

Психософия легко и логично прогнозирует взаимоотношения между типами. Взаимоотношения смотрятся по каждой функции отдельно, например, есть два типа ЭФВЛ и ВЭФЛ. По эмоции у них взаимоотношения по схеме 1-2 (первая со второй), по физике - 2-3, по воле - 1-3 и по логике 4-4. Исходя из смысла все возможные виды связей можно классифицировать в 4 группы:

Дополнения (1-4, 2-3). Сильные стороны одной функции естественным образом покрывают слабости другой. Это наилучшее сочетание.

Тождественные (1-1, 2-2, 3-3, 4-4). Характеризуются хорошим взаимопониманием, а для сильных функций ещё и взаимоуважением. Но дополнения не происходит.

Псевдотождественные (1-2, 3-4). Нет хорошего взаимопонимания. Люди как будто похожи, но цели одних являются средствами других, что делает их принципиально разными. Это является источником непонимания в ряде случаев, но не источником конфликтов.

Конфликтные (1-3, 2-4). Между этими функциями глубокое непонимание, что может выливаться даже в конфликты. Только из-за такого сочетания функций может появляться недооценивание человека, неуважение к нему и его поступкам.

Уже исходя из этого описания понятно, что для каждого типа есть тип с наилучшими и наихудшими взаимоотношениями. Например, для типа ЭФВЛ наилучшим будет ЛВФЭ, а наихудшим - ВЛЭФ. Хоть в теории всё гладко и логично, в жизни очень многое зависит также от воспитания человека, умения слышать других людей и ценить доверие. Как мне кажется из моего опыта, воспитание, умение слышать, доверие находятся все психософии и могут как присутствовать, так и отсутствовать в каждом типе.

Заключение

Чтобы узнать о психософии больше, нет ничего лучшего, чем начать этим пользоваться на практике. Узнайте свой тип, соотнесите его с описанием, попробуйте протипировать ваших близких и друзей и посмотреть как ваши взаимоотношения вписываются в модель психософии. Также я всегда рад пообщаться на эту тему и ответить на ваши вопросы. Вот полезные ссылки, которые могут вам помочь: